Литература
Сергий Булгаков об имени
Всякое познание есть именование.
Всякое имя имеет смысл, это и составляет так называемую внутреннюю форму имени.
Всякое имя в своем возникновении есть слово, т.е. смысл, идея, содержание; бессмысленных и бессодержательных имен в их генезисе не существует.
В именовании кроется некоторый творческий акт. Именуя, именующий говорит: да будет имярек. В некоторую в отношении к имени аморфную массу всеивается определенное семя имени, которому предстоит дать всход и проявить свою жизненную силу.
Имя есть сила, корень индивидуального бытия, по отношению к которому носителем, землею или почвой является именуемый, и для него именование имеет поэтому фатальный, определяющий характер. Он может удаться или не удаться как носитель своего имени, но все же это будет - плохой или хороший - его именно экземпляр. Имя есть идея человека в платоновском смысле.
Ввиду того, что многие являются носителями одного имени, это имя является для них общим, генетическим признаком. Оно уже не есть «собственное», но нарицательное, обозначающее особый вид человека, распределяющее человеческий род по классам подобно тому, как он распределяется по всевозможным внешним признакам.
Имя выражает собой духовный тип, строение, разновидность человека, по именам человеческий род распадается на семейства и группы, это есть естественная классификация его.
Общее имя связывает и общую судьбу, как бы ни были различны отдельные уделы.
Имя есть сила, семя, энергия. Оно формует, изнутри определяет своего носителя: не он носит имя, которым называется, но в известном смысле оно его носит, как внутренняя целепричина, энтелехия, по силе которой желудь развивается дубом, а зерно - пшеничным колосом, хоть судьбы разных дубов и разных колосьев могут быть и различны.
…Имя есть энергия, сила, семя жизни. Оно существует «по себе» или «для себя» независимо от того, применяется ли оно; подобно тому как дуб, сила дуба существует сама по себе, помимо отдельных деревьев. Однако оно существует только в своих носителях, как и идея дуба, - только в дубовых деревьях, как аристотелевская энтелехия. Как предмет умозрения, имя есть идея; как сила, оно есть энтелехия.
Имя рождается через именователя в именуемом, но, родившись, живет уже своей жизнью.
…Имя дает себя взять, но оно отнюдь не повинуется глупости его избравших, но живет своею жизнью, делая свое собственное дело, раз оно достигло нового воплощения, засеменило новую жизнь.
Человеку трудно познать тайну имени, так же как и тайну собственного бытия.
Соответствие между именем и именуемым должно определить и результаты: определенные духовные типы просят определенного имени, в нем именно нуждаются, чтобы расцвести, и наоборот. Могут быть неудачники имени, которые получают трудное, невыполнимое для себя имя и изнемогают под тяжестью его.
…именование есть новое рождение, окончательное рождение…
Имя во всей его конкретности есть некоторая живая энергия, которая, как и все живое, ощутима внутренней интуицией и может быть лишь выявляема, рассказываема, чувствуема созерцающим.
… (до именования) человек есть возможность определенного круга имен, ограниченного их числа, определяемых инстинктивным влечением, осуществляющимся в родителях или как сила наследственности, или же своего рода декадентство. Впрочем, в силу этой свободы в осуществлении именования, не призрачной, но реальной, возможно затемнение и извращение инстинкта, и именования, заведомо неверные, несоответственные, ономатическое уродство. И такое чуждое имя, раз данное, становится своим собственным, делается семенем, которому суждено оплодотворять совершенно несвойственную ему почву. Плод будет странен и уродлив в неблагоприятном случае, а в благоприятном - он дает разновидность имени: из данного семейства имени, до сих пор имевшего лишь известные черты, выделяется новая ветвь, новое значение данного имени, в некотором роде новое имя. Всякое новшество есть уродство, отступающее от пути данного инстинкта, однако в угоду высшему инстинкту.
… индивиды - конкретные экземпляры идеи - имени, которое есть для них и тема, и задача, и скрытая духовная сила.
Именование есть акт рождения, точнее, это есть момент рождения, соединения имени-идеи с материей, вхождения ее, запечатления ею. Поэтому имя дается, приходит, но не избирается самим именуемым.
…факты неумолимы и необратимы, и раз данное имя становится как бы идеальной плотью, образом воплощения данного духа, который обречен устраиваться в этом имени, жить в нем, развивать его тему. Он сознает себя уже именованным, имя есть его самосознание, с которым он застает самого себя в мире.
Во имя облекается человек, подобно тому как он облекается в плоть.
Всякий чеорвек есть воплощенное слово, осуществленное имя.
Имена человеческие написаны в небесах, т.е. не в здешнем только бытии, но и в умопостигаемом вечном.