Вебинары
Именная имидж-терапия
Внешнее отражает внутреннее.
Имидж
Первое, на что мы обращаем внимание при встрече с человеком, и что формирует самое стойкое впечатление о нем - это его внешние проявления, или имидж.
Современный словарь иностранных слов определяет имидж так: Image (англ.) - имидж, отражение (в зеркале), подобие, копия, образ, изображение (внешности предмета)< лат. Imago, род.п. imagines - изображение, портрет; образ, подобие; отражение; мысленный образ, того же корня, что imitari - подражать; изображать и aemulus - подражающий, воспроизводящий».
То есть имидж - это, прежде всего, образ, отражение, подобие. И вовсе не случайно это явление занимает в жизни современного человека достаточно заметное место. Все с чем мы сталкиваемся в реальной действительности, все, что нас окружает в нашей повседневной жизни, что мы воспринимаем нашими пятью органами чувств, откладывается в нашем сознании в виде образов. Эти образы автоматически встраиваются в нашу систему мировосприятия, обеспечивая возможность нашего взаимодействия с окружающим миром.
Другими словами, все, что существует реально, включая нас самих, имеет символический эквивалент в нашем сознании, моделирующем окружающий мир для информационного обеспечения процесса принятия решений о способах взаимодействия с ним. По мнению имиджмейкера Алины Глуховой: «Имидж - это единство: внутреннего и внешнего, сознательного и стихийного, духовного и телесного. Это средство самопознания, символическое выражение «Я».
Таким образом, имидж человека: стиль одежды, который он выбирает, фасон и силуэт, фактура и качество тканей, обувь, аксессуары и даже цветовая гамма, рассказывает нам о человеке и его способах взаимодействия с миром. О том, как он на самом деле относится к себе: своей жизни и своему здоровью, к миру в целом. Мы можем узнать по имиджу человека о том, что творится в его Душе, о его настроении и внутреннем состоянии. Причем независимо от того, какую роль человек пытается играть.
В качестве примера возьмем знаменитое «маленькое черное платье» Коко Шанель, считающееся символом чувственной элегантности и истинной женственности. Знаменитая Габриель Бонер Шанель была, возможно, одной из самых важных фигур в истории моды XX столетия. Ее влияние на высокую моду было настолько сильным, что ее единственную из мира моды журнал «Times» внес в список ста самых влиятельных людей ХХ века. Но давайте посмотрим на «творение» великого модельера внимательнее. Издревле, практически во всех индоевропейских культурах использования черного цвета в одежде избегали. Черный всегда был цветом похорон, символом смерти и вдовства, и трактовался как плохой, злой, порченый, приносящий несчастье. Современная наука о психологии цвета считает, что черный - угнетает, символизирует смерть, траур, депрессию. Единственные, кто на протяжении столетий применяют его в своей одежде - священники и монахи, которые, согласно христианской доктрине, «умирают» для мира.
Итак, что же создала «великая» Шанель? Фасон платья для коктейля, по идее, демонстрирует мужчине, что перед ним не просто женщина, но потенциальная возлюбленная. Стиль такого платья призван вдохновлять мужчину на установление близких отношений, но при этом, платье имеет черный цвет, символизирующий смерть и траур. Перед нами яркий пример, так называемой социальной шизофрении, благодаря которому, вместо возлюбленной мы получаем образ «Черной вдовы». Стоит ли удивляться женщинам, дефилирующим в подобных нарядах, и демонстрирующим свои «смертельные наклонности», что все их попытки наладить серьезные отношения с мужчинами либо не удаются, либо оканчиваются трагично. Принимая во внимание судьбу модельера - все логично. Как известно, у Шанель так и не сложилась личная жизнь. Несмотря на множество романов, она не вышла замуж и не стала матерью.
Так как же происходит выбор того или иного образа, который мы предъявляем миру? На чем он основывается? Ответ - в древней мудрости, которая гласит - «Внешнее отражает внутреннее». Имидж мужчин и женщин, провоцирующий мир на определенное к ним отношение, строится не на моде (она лишь симптом конкретного времени), но на их собственном внутреннем мире, бессознательных желаниях и доминирующем архетипе, закодированном в имени.
Имя - это универсальный код для самопознания. В нем зашифровано знание о принципах создания успешного или неуспешного образа своего носителя. Имя человека формирует его судьбу и внутреннее содержание, диктует все его внешние имиджевые проявления и дает ключи к пониманию того, как сделать жизнь человека более здоровой и счастливой.
Более того, в именах сокрыты образы мужской и женской природы.
Имя и гендер
В мужских именах заключена изначальная природная сила мужественности, направленная вовне, в социум. Она дает возможность совершать изменения в окружающем мире, действовать активно, конструктивно, созидательно, но иногда - при неправильном ее использовании - и разрушительно. У силы мужественности есть некоторый частотный диапазон. Сегодня, благодаря древним сказочным сюжетам, которые собрали и обобщили в Санкт-Петербургском Институте Сказкотерапии, нам известны такие силовые векторы или архетипы мужественности как Воин, Монарх, Купец, Крестьянин, Философ, Монах, Раб и Шут.
В женских именах заключена изначальная природная сила женственности. Ритм этой силы можно воспринять только чувствами. Архетип женственности несет в себе принцип изменчивости и особую вибрацию - вибрацию любви. Эта сила, или энергия направляется внутрь, и оказывает влияние на мысли и чувства, качество отношений, мироощущение. Также энергия женственности направляется и на внешние объекты. Это предметы, люди, растения, животные, и различные сферы деятельности. Благодаря такому влиянию вокруг внешних объектов формируется особая среда умиротворенности и любви. У силы женственности есть три вектора, или три ипостаси, через которые она себя проявляет: архетип Матери, архетип Возлюбленной, архетип Хранительницы. В каждом имени они реализуются по своему. Мать-Ольга и Мать-Татьяна, Возлюбленная-Ольга и Возлюбленная-Татьяна, Хранительница-Ольга и Хранительница-Татьяна - будут проявлять особенности этих архетипов по-разному, исходя из своих имен.
Имя является хранителем природных судьбоносных архетипов человека, его образа, который он демонстрирует миру.
С определенной долей условности можно сказать, что природная сила имени, его архетипика, организует психическую структуру человека, формирует его пол, внешность, манеру одеваться и т.п. Наши исследования показали: если в имени человека доминируют архетипы противоположного пола, то они, как правило, негативно влияют на его судьбу. Доминирование женских архетипов в имени мужчины гасит его мужскую природу, перенастраивая носителя имени на свой лад. То же относится и к именам женщин: присутствие и доминирование мужских архетипов блокирует их изначальную природу, превращая женщин в мужеподобные существа. Это связано с тем, что природная сила извлекается только из архетипа своего пола. Мужские архетипы - носители мужской силы, женские архетипы - женской.
Имидж-терапия
Итак, выбор имиджа, основывается на доминирующих архетипах, которые представлены в имени. Известно, что внешнее и внутреннее в человеке - неразделимо, и если он решил изменить что-то в себе, во взглядах на жизнь, то это обязательно отразится и на его внешности. Верно и обратное. Желание измениться говорит о каком-то внутреннем кризисе, разрушении старого уклада жизни, не обязательно кардинальном, но, так или иначе, направленном на развитие личности.
Значит ли это, что нет особого различия, с чего начинать новый этап в своей жизни - с обновления гардероба или психологических тренингов и самоанализа?
На первый взгляд да, но все зависит от того, чего мы ждем от своих действий и насколько серьезны причины, побудившие нас к изменениям.
Если женщина, у которой не складывается личная жизнь, решила радикально сменить содержимое своего платяного шкафа, и надеется после этого сразу же встретить мужчину своей мечты, то результат ее, скорее всего, серьезно разочарует. Многим знакома ситуация, когда купленная юбка через пару дней уже не нравится, и, кажется, не подходит ни к одной вещи в гардеробе, а ее цвет кажется кричащим до неприличия. В результате складывается впечатление, что проблема неразрешима.
А объясняется все просто: изменения были предприняты исходя из старого состояния, без осознания того, что именно мешает жить, и требует коррекции.
Действительно, если внешнее есть отражение внутреннего, то вполне справедливо предположить, что, внося определенные изменения во внешнее, мы можем скорректировать и внутренний мир, то есть добиться терапевтического эффекта. Но для начала необходимо увидеть, что конкретно мы хотим изменить в себе, и что собираемся получить в результате. Сделать это возможно, с помощью изучения имиджа через призму имени человека. Этим и занимается именная имидж-терапия.
Мы уже говорили, что имидж транслирует истинные природные желания человека, которые содержатся в имени. Таким образом, понять и повлиять на них возможно, только если человек слышит и знает себя, если он раскрыл свои именные судьбоносные коды. Например, мужчина с именем Х желает достичь успеха в бизнесе, проявить архетип воина, завоевать пальму первенства в борьбе с конкурентами. Но, анализ его имени выявляет следующее: архетипы Воина и Купца, так необходимые деловому человеку, вообще не представлены, есть архетип Крестьянина, Раба и женские архетипы. Сквозь эти коды имени и преломляются желания мужчины, которые просто недостижимы при таком раскладе. И как бы он ни старался выглядеть и действовать как настоящий бизнесмен, дела его не пойдут в гору, пока не будет создан новый успешный имидж, исходя из ресурса, сокрытого в кодах его имени.
Здесь важно понимать, что именная имидж-терапия не изменяет человека (для этого необходимо сменить имя), а, понимая связь между внешними атрибутами имиджа и именными архетипами, корректирует их проявления, или меняет полярность, исходя из задач, которое несет имя. Так мужчина может желать встретить истинную женщину, создать семью, воспитать много детей, но при этом его имя позволяет ему проявляться в мире, только как Воину, для которого женщина - всего лишь трофей. Естественно, что, пока опираясь на его имя, не будут найдены и активизированы образы Крестьянина и Монарха, «та самая» женщина в его жизни не появится.
Другой пример. Женщина с именем Y мечтает стать хорошей матерью, но в кодах ее имени доминируют мужские архетипы, определяющие ее имиджевые предпочтения: брючные костюмы, короткую стрижку и т.п. Получается, что декларируемое ею желание не выражается в образе, который она предъявляет миру, а напротив «глушится» им. И, значит, мечта останется только мечтой, так как имидж мужчины, в котором она пребывает, не способен в ней пробудить силу архетипа Матери.
Более того, имя женщины может быть представлено преимущественно женскими архетипами, но это не означает, что оно сбалансировано. Как правило, какой-то из архетипов берет верх и начинает занимать доминирующее положение. Например, архетип Матери. Он может быть представлен в имени так сильно, что женщина станет проявлять себя только в соответствии с ним, и если она захочет реализовать себя как Возлюбленную, то ей это не удастся. Вместо мужчины-возлюбленного, она обязательно притянет к себе мужчину-сына, которому нужна, прежде всего, мать, а не женщина.
Задача имиджа, с точки зрения именной имидж-терапии, в том и состоит, чтобы пробуждать энергию природного архетипа, присутствующего в имени, в соответствии с необходимостью.
Именные коллекции
Актуальность появления именной имидж-терапии, и особенно такого ее инструмента как создания именных коллекций особенно понятна, если, например, присмотреться к тому, как современные родители одевают детей.
Судя по всему, при выборе нарядов для своих чад, они опираются вовсе не на природные архетипы. Сегодня стиль жизни, особенно в отношении одежды, диктуют телевидение и популярные издания. Кинозвезды, фотомодели и другие знаменитости стали образцами для подражания. Решающим фактором выбора становятся «престижные», а не полезные для психического и физического здоровья вещи. Такая искусственность нарушает все законы природы и воспитания здоровой и гармоничной личности. Ребенок, вместо того, чтобы напитываться здоровыми проявленными природными образами, копирует искусственные и искаженные образцы, которые ослабляют его природную силу жизни, или, иначе говоря, - разрушают его Я.
Это действительно серьезная проблема, принимая во внимание, что для ребенка внешний мир, представленный через одежду - это также инструмент полового воспитания. Необходимо с самого детства успеть грамотно «застроить» будущее своего ребенка, особенно в возрасте 3, 5, 7 и 12 лет. Это базовые точки формирования психической структуры ребенка и его пола, это точки перехода. Здесь важно помочь ребенку сделать правильный выбор в пользу своего пола, своего жизненного пути. Поэтому не стоит рядить трехлетнего мальчика в девочку, это неминуемо отразится на его половой идентификации. Чем больше имидж ребенка соответствует плюсовым аспектам архетипов, которые представлены в его имени, тем больше жизненной силы он получает на пути своего развития, реализации возможностей и природного таланта. Но верно и обратное. Например, если в имени девочки начинают доминировать мужские образы, мешающие ее становлению как женщины, это неминуемо отразиться и на ее образе восприятия мира и самой себя. В таком случае, справедливо будет влиять на эту «отрицательную» мужскую составляющую ее имени, корректируя имидж девочки с помощью одежды, подобранной или сшитой с учетом ее имени. Речь может идти не просто об отдельных предметах гардероба, но и работе по подбору цвета, кроя, фактуры, словом создании «Именной коллекции» для раскрытия женственности. Или мужественности, если речь идет о мальчике.