Вебинары
Словарь Имени
Словарь одного слова
В этом словаре раскрывается смысл одного единственного понятия – Имя. Начнем это раскрытие с небольшого философского эссе о безымянности.
Человек без имени
Человек без Имени – это человек без Судьбы. Его присутствие в Мире виртуально: он обладает только возможностью Бытия, но не Бытием, он всегда и во всем как бы. Как бы мужчина, как бы женщина, как бы любит, как бы живет. По факту его еще нет. Даже само его присутствие среди других отрицательно, пустотно, деструктивно. В лучшем случае он, или точнее, оно – киборг, нечто сущностно неупорядоченное, расколотое в самом себе. Некая хаотическая масса, тень, лишенная собственной причины.
Будучи по сути своей Анонимом, оно не имеет ни на что прав и оттого похищает, нарушает, захватывает, узурпирует. Его самое большое желание – доказать другим, а на самом деле себе, что оно есть и заставить именитых считаться с его присутствием. Это достигается конвульсивными попытками получить власть над материей, плотностью и густотой, а также выстраиванием изнаночных отношений: доминирования материального над духовным, безславного над славным, мертвого над живым. Безымянные в этом усердствуют и довольно агрессивно усердствуют. Ведь агрессия, зависть и месть – это то, что составляет смысл их анонимного существования, что не дает им окончательно рассыпаться и исчезнуть.
У них нет поведения и собственного голоса в истинном смысле этих понятий. У них есть поведенческие модели, которым они подражают и наборы заимствованных слов и цитат, языковых клише, которыми они пользуются вместо речи.
Все, что они делают как-то не точно и не определенно, как-то размыто и бесцельно. Можно даже сказать онтологически необоснованно. Хотя при этом очень и очень амбициозно, спесиво, заносчиво. И всегда хочется спросить: «С чего бы это?».
Анонимизм комичен и трагичен одновременно. Это смешанный жанр помешанных и одержимых не собой персонажей. Их спектакль заведомо нежизнеспособен и обречен на провал, но им он нравится, так как другого они не знают. И, играя его, они как бы страдают и, причем, как бы по-настоящему страдают, а иногда, даже как бы очень по-настоящему. Но все это – только игра теней, теневой театр несообразностей, набросков и отрывков несостоявшихся произведений.
Безымянный и Именитый
Безымянный всегда находится в оппозиции к человеку поименованному, именитому. Безымянный по отношению к именитому располагается в ином жизненном пространстве и несет в себе иной поведенческий модус. Он онтологически и культурно неадекватен. В представленной ниже таблице показаны основные признаки человека именитого и безымянного.
Безымянный |
Именитый |
Без имени |
С именем |
Находится за гранью человеческого бытия (онтологически неадекватен) |
Находится внутри человеческого бытия (онтологически адекватен) |
Псевдожизнь либо чужая, заимствованная; одержимость не собой; отрицательное присутствие; расщепленность |
Своя жизнь, полнота присутствия, позитивность |
Без Рока (лишен пути и внутреннего света) |
Живет в соответствии с Роком (по Сердцу, по Душе) |
Неразумен (без царя в голове) |
Разумен |
Без Речи (языковой автомат, пустослов, речеложец, текстурбатор)
|
Наделен Речью (слова содержательны, образны и весомы)
|
Не имеет пола (отсутствует половая самоидентификация; психосексуальная незрелость и инфантильность в отношениях с противоположным полом) |
Присутствует половая самоидентификация (психосексуальная половозрелость и адекватность в отношениях с противоположным полом) |
Без Роду, без Племени |
Един с Родом и Народом |
Без Родины (территориально-генетические коды не работают) |
Родина и Отечество - священны (территориально-генетические коды активизированы) |
Чужой |
Свой |
Связанный с болезнью (вредоносный) |
Способствующий исцелению |
Отрицательная семантика |
Положительная семантика |
Имеющий демонические черты |
Богоподобный |
У каждой семьи, рода, народа были свои наборы имен (именословы), или говоря языком современной науки, антропонимиконы, не входящие в противоречие с наследием предков, а так же культурногенетическими и территориальными кодами. То есть имена в древности давались, если можно так выразиться, в соответствии с языковыми законами РИТА. И потому каждое имя гармонично встраивалось в многомерное пространство существования человека и мира во всех его ипостасях. Отсюда следует вывод, что инородные имена – это своеобразные вирусы, искажающие семантику того или иного рода и народа, вносящие конфликт и раскол как на уровне психогенетическом, так и социокультурном. Поэтому очень важно не столько быть поименованным, сколько быть поименованным правильно, то есть в соответствии с именословом своего рода и народа.
Нарокъ и нарочитый
В Словаре Древнерусского Языка И.И.Срезневского читаем:
«Нарокъ -
- Имя, название;
- Звание;
- Определение;
- Избрание, назначение;
- Воля, предопределение;
- Решение, приговор;
- Влияние;
- Приношение, посвящение;
- Проклятие;
- Клятва, зарок;
- Предел;
- Причина, предлог;
- Цель, намерение.
Нарочитый -
- Определенный;
- Известный, знаменитый;
- Отличный;
- Важный, почтенный, знатный;
- Священный».
Это значительно расширяет смысловые границы понятий имя и именитость. Таким образом, быть именитым - поименованным – человеком, значит быть нарочитым в своих поступках и суждениях, то есть совершать деяния в соответствии с Роком, прописанным в Имени. Это то, что в современном языкознании называют антропонимическим поведением.
© Станислав Жаров
Этимология понятия
Имя
Общеиндоевропейское слово со значением «имя» претерпело несколько табуирующих процедур: как справедливо отмечал Н.Трубачев, слово это табуировалось как «вложенное внутрь» (*en-men).
Дело в том, что, по воззрениям древних, имя - это божественная душа (ср. и.-е. *ап- «душа»; тох.А апт "lesoi, lе moi"), которая должна находиться глубоко упрятанной и которую не следует лишний раз беспокоить во избежание гнева Божества или вмешательства злых сил. Имя считалось творящим началом, позволяющим при его произнесении завладеть тем или иным предметом или живым существом, но, с другой стороны, произнесение имени могло позволить злым силам завладеть тем человеком, который произносил это имя (т.е. околдовать его). В этой связи важно сопоставить и.-е. *еп- «внутри» и лидийск. *in- «творить, делать»; этот корень может быть представлен и с преформантом: ср. и e. *gеп- «творить, рожать». Интересна форма с преформантным l- от *еп-теп «имя» в хеттском: lатап «имя». Таким образом, и.-е. *еп-тen«имя» можно истолковать как «явленное изнутри». Понятие «внутренний, находящийся внутри» соотносится с понятием «сильный, обладающий божественной силой», а также с понятием «божественный порядок, гармония»: ср. др.-инд. ina"stark, machtig", а также "Sonne" (солнце как Божество); литовск. ynas«истинный», умбрск. апаи «порядок, гармония». Типологически ср.: русск. нутро, внутри, но ирл. пеаrt"strength", др.-сев. short"wise".
© Марк Маковский
( из книги "Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев")