Вебинары
Мистериальная лествица
«Лествица» (ст.-сл.) — лестница, символ духовного восхождения.
Заканчивая статью «Мистерии Рода», мы сделали важное замечание о том, что данный метод не является «панацеей» от всех проблем. Он, как мы смогли убедиться на практике, лишь создаёт условия для того, чтобы человек получил доступ к ресурсам своей родовой системы. Устранение помех в виде межсистемных «слипаний» и деструктивных «смысловых кластеров», которое происходит в мистериальной работе, открывает человеку возможность начать жить своею и только своею жизнью, свободной от чужих программ и негативных влияний. Одним словом, «Мистерии Рода» – это только первый шаг.
В истории традиционных культур, было множество мистерий – таинств, в ходе которых жрецы и посвящённые выступали в образах Богов и Богинь, повторяя различные сцены из их жизни. Посредством подобных действ, их участники постигали космогонию и происхождение вещей, природу человеческого духа, его отношение к телу и способы их очищения и гармонизации. То есть, по сути, мистерии являлись сакральным методом познания мира, себя самого и своей судьбы, происходившего в определённом пространстве и в определённое время. Таинства эти имели свой порядок и некую последовательность. Неслучайно в тайноведении практически всех традиционных обществ существовало понятие лествицы или ступеней духовного роста. Такими ступенями, как правило, и был целый ряд мистериальных практик, проходя которые одну за другой, человек двигался навстречу себе.
Куда же вела эта лествица? На что опиралась, для кого была предназначена и что служило её ступенями? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая статья. Разумеется, мы не претендуем на некое исключительное знание данного предмета. В своих выводах и предположениях мы будем опираться на практический опыт Школы Буквицы «Асведар» по исследованию имён и работе с антропонимическими системами, а также на многовековой религиозно-мистический опыт, сохранённый культурой.
Человек периферии и человек истинный
Традиционная модель мира представляет собой круг или колесо, внутреннее пространство которого передаёт идею упорядоченной вселенной, окружность или обод колеса – это периферия, черта, отделяющая от неё силы хаоса и мрак небытия, а центр – это место, где находится источник самой реальности и, следовательно, энергии и жизни (рис.1).
Рождаясь на этой земле, человек, как правило, рождается на периферии собственного мира. То есть, изначально, человек – периферийное существо. Воплотившись в земной реальности, он находится в режиме оторванности от центра, в состоянии, в котором баланс между субъектом и объектом, внутренним и внешним, подлинным и иллюзорным, единым и множественным, нарушен.
Современный человек, как правило, не покидает периферию собственного мира. А периферия – это граница, по одну сторону которой находится хаос, мрак и смерть, а по другую порядок, лад и гармония. Поэтому человек, который живёт на периферии собственного мира, всё время вынужден отбиваться от давления извне, забывая о том, кто он такой. Он как бы повёрнут спиной к собственному центру, а лицом развёрнут в сторону смерти и хаоса. Кроме того, граница мира, это ещё и обод стремительно вращающего колеса, движение которого, не позволяет человеку периферии адекватно оценивать реальность. События его жизни сменяют друг друга настолько быстро, что представляются цепью случайностей, лишённых связей. Таким образом, сознание человека периферии калейдоскопично, судьба для него непредсказуема, а мир враждебен.
Такой статус человеческого существа, пребывающего на неопределённо большом удалении от центра (то есть от своей сущности), по мнению А.Дугина, может иметь три фундаментальные экзистенциальные перспективы. В работе «Абсолютная Родина» он пишет:
«Первая перспектива заключается в том, что индивидуум полностью отказывается от попыток изменения своего внутреннего качества и остаётся объектом смутных страстей, психических порывов и потока собственного децентрированного сознания. Этот уровень можно назвать профаническим. (От лат. profanus «непосвящённый, непросвещённый», или pro fano «не допущенный в храм», буквально «снаружи храма», то есть вне Центра. Прим. авт.)
Вторая перспектива является экзотерической и предполагает, что индивидуум в своём существовании руководствуется некоторыми внешними этическими, рациональными и социальными нормами, которые он приемлет как ориентацию «на благо». В таком случае основное качество индивидуума не меняется, равно как и его базовые экзистенциальные и онтологические параметры, но его существование приобретает определённую центрированность и осмысленность; при этом полюс, к которому стремится человек, всегда остаётся внешним по отношению к нему. Это, собственно, и называется внешней стороной традиции, призванной вовлечь людей в духовное, особым образом организованное существование, но не в качестве полноценных и сознательных субъектов, а в качестве полусознательных объектов, чьё духовное пробуждение заведомо откладывается на неопределённо долгий срок.
Третья перспектива – инициация, посвящение. Это процесс, который радикальным образом меняет сам статус индивидуального существа, выводит его из-под гнёта отчужденной фатальной обусловленности, возводит к радикально иному состоянию, несопоставимому с пребыванием вне центра. Он требует от человека невероятных усилий, направленных против потока рока, в который тот погружается вместе с рождением, против всего «естественного» хода событий, против самой фундаментальной логики внешнего и внутреннего миров». (Об этом пути говорят, многие трдиционные системы, например, индийское учение о Круге Сансары, связанное с представлением о том, что движущей силой «колеса бытия» или «изначальным состоянием» является космическая сила авидья (неведение), постепенное преодоление которой и приводит к полному избавлению от всех порождаемых ею невзгод. Та же идея составляет суть даосизма, где достигая центра круга, сливаясь с ним, посвящённый приобретал способность «странствовать вместе с вещами, править облаками без упряжи, мчаться с ветром без помощи ног». Прим. авт.)
Таким образом, человек стоит перед выбором трёх путей: профанного, экзотерического и инициатического. Принципиальное отличие этих трёх путей состоит в отношении к Центру. Различие это очень важно, так как центр в традиционной концентрической модели мира, представляет собой точку, никоим образом не подверженную влиянию пространства. Напротив, она сама есть его принцип: это она реализует пространство, организует его своим действием. Собственно, само пространство предполагается точкой. Можно сказать, что точка или центр виртуально содержит в себе пространство, которое может развернуть. Стало быть, центр можно рассматривать как источник пространства, который его формирует и управляет им. Применительно к человеку, центр – это его сущность, «истинное Я», вся полнота его состояний и возможностей. Р.Генон в работе «Символика креста» обозначил центр как точку, в которой «примиряются и разрешаются все противоположности; в этой точке устанавливается синтез всех противоречивых определений, которые на самом деле противоречивы лишь внешним точкам зрения в модусе различения.
Восточная традиция называет это «Неизменная середина», являющаяся местом совершенного равновесия, представляемого как центр «космического пути», являющегося в то же время точкой, в которой непосредственно отражается «Действие Неба». Этот центр управляет всеми вещами своим «действием недеяния», которое в действительности есть полнота деяния, поскольку именно из Принципа исходит всякая частная действительность. «Принцип всегда бездействует, и, тем не менее, всё им совершается» – говорил об этом Лао-Цзы». И далее: «В центральной точке все различения, присущие внешним точкам зрения, пройдены; все противоположности исчезли и разрешились в совершенном равновесии».
Такое осмысление центра, свойственное традиционным культурам, позволяет увидеть, что изначально, индивид в действительности представляет собой только относительное и фрагментарное единство. Как бы широко он не рассматривался, человек, не является тотальным существом. Он лишь частное состояние проявления бытия, обусловленное средой существования и занимающее некоторое место в пространстве жизни (внутри круга), которое есть не более чем множественность вариантов состояний тотального (сконцентрированного) бытия. Это означает, что профанный и экзотерические пути, о которых говорилось выше, не поднимаются выше «человека периферии». Но именно они сегодня воспринимаются как единственно возможные. Поэтому, основная масса человечества находится на периферии или на ободе колеса мира. В своём большинстве мы не способны, видеть весь мир целиком и полностью, осознавать его, чувствовать, воспринимать во всех его аспектах. Человечество периферии вынуждено постоянно действовать, бороться с обстоятельствами, чтобы просто не «вылететь» за пределы границы мира. В результате, мы предпринимаем большое количество физических, эмоциональных и умственных усилий, имеющих минимальный эффект. Не имея истинного центра, мы не имеем ориентира, заблуждаемся, делаем всё больше ошибок, теряем состояние внутреннего покоя, то есть становимся эксцентричными. Более того, если человек не в центре, то это означает, что центр занял кто-то другой. Следовательно, центром его мира является кто-то другой. И, находясь в изначальной точке, в центре управления, управляет именно он. Этот кто-то, в таком случае, и является хозяином и распорядителем судьбы человека периферии.
В противоположность профанному и экзотерическому, путь инициаций предполагает движение к центру. Здесь есть понимание того, что каждый из нас рождается со способностью быть. Но это не означает, что каждый из нас есть. Человек не сразу рождается человеком. Он рождается с возможностью им стать. Но для этого, ему необходимо соединиться с собственным центром, то есть с тем, что составляет его сущность, является источником его существования. Древнейшее изречение «человек, познай себя» как раз об этом – о становлении такого истинного человека.
По словам Р.Генона: «Истинный человек – это изначальный человек. Именно он с традиционной точки зрения рассматривается как действительно нормальный человек, обладающий всей полнотой человеческой природы, развивший в себе заключающуюся в этом интегральность возможностей. Остальные люди суть лишь человеческая возможность, более менее развитая в каких-то её аспектах (особенно в аспекте, соответствующем простой телесной модальности индивида), но в любом случае далёкая от полной «актуализации». <…> Человек тем более истинен, чем ближе он к центру. Место, где располагается действительно истинный человек, это центральная точка, в которой объединяются все возможности. Другие существа, будучи произведением, в некотором роде, вторичным и частным, могут только следовать за ним согласно бесконечной градации, определяемой их большей или меньшей удалённостью от центра. <…> «Истинный человек» есть тот, кто, реализовав возврат к «изначальному состоянию» и, следовательно, полноту человечества, оказывается отныне окончательно находящимся в «Неизменной Середине» и тем самым уже избегает превратностей «колеса всего сущего».
Истинный человек – хозяин собственной судьбы, находящийся в состоянии безмятежности и невозмутимости, в которой пребывают подлинные, совершенные люди – мудрецы (рис.2). Располагаясь в центре «колеса мира», мудрец внешне неподвижен, но на самом деле именно по его воле, из-за одного только его присутствия оно вращается. Абсолютная центрированность делает его хозяином всех вещей, в его мире. Он позволяет быть всему и всем согласно их судьбам. Из этого состояния невозмутимости, на уровне намерения, он может менять свой мир. Физические усилия при этом сведены к нулю, ибо «Истинный человек содержит в себе всё, что проявлено в состоянии существования, с центром которого он отождествляется».
Итак, чтобы достичь истинности, человеку необходимо прийти к собственному центру, к изначальному состоянию. Восстановление этого изначального состояния и является частью пути инициаций, который в своей первой фазе касается восстановления возможностей человека как такового и образует то, что называется «малыми мистериями».
Малые мистерии
Понятие «Малые мистерии» известно со времён античной Греции. Не вдаваясь в конкретику, можно сказать, что Малые мистерии включали всё то, что относится к развитию возможностей человеческого состояния, или, как сказали бы теперь, развитию сверхвозможностей. Другими словами, Малые мистерии служили для того, чтобы человек смог перейти из периферийного состояния, в котором он находится от рождения, в центральное положение, которое нормальным образом должно ему принадлежать (рис.3).
Отождествившись с собственным центром, человек обретал свою внутреннюю истину, когда его воля совпадала с волей небес и когда он становился полноценным хозяином своего мира и своей судьбы. Причём, как бы странно это ни показалось современному человеку, но в проведении такого рода мистерий и участии в них своих граждан было напрямую заинтересовано любое традиционное общество. Об этом свидетельствует повсеместное и широчайшее развитие инициатических институтов во многих дохристианских культурах. Общество было заинтересовано в этом, дабы избежать саморазрушения. Мир необходимо поддерживать в равновесии, а поддерживать равновесие могут только истинные люди, которые сами находятся в состоянии равновесия, знающие истину и живущие по своей воле. То есть в состоянии, когда их воля и небесная воля тождественны, неразделимы. По сути, древние общества, в которых культивировались мистериальные практики и были по-настоящему гуманитарными, так как состояли, по преимуществу, из собственно людей, которые не просто родились физически. Этого мало. Мудрецы древности понимали, что физическое рождение не определяет начало нашей жизни. Оно определяет начало нашей плоти, но не начало нас как человеков. Необходимо ещё психическое, а также духовное рождение, которое и является истинным началом жизни.
Итак, истинный человек, в действительности, это тот, кто прошёл ряд Малых мистерий и достиг совершенства человеческого состояния. С этого момента он находится в «неизменной Середине», и с этого времени избегает иллюзий «Колеса сансары», поскольку центр не участвует в его круговерти. Напротив, это фиксированная и неподвижная точка, существование которой обуславливает это движение. Таким образом, истинный человек, переходя от периферии в центр, «реально исполняет по отношению к этому миру, являющемся его миром, функцию «неподвижного двигателя», «действие присутствия» которого имитирует в своей области «не-действующую» деятельность Неба». Однако это не предел. Немногим избранным из числа достигнувших высшей ступени посвящения завершением «Малых мистерий» и ставших истинными людьми, предоставлялась возможность пойти дальше. Из истинного человека превратиться в человека универсального (рис.4). Стать не центром мира, а осью миров, пройдя цикл «Великих мистерий».
Полное описание этих посвящений не входит в круг задач настоящей статьи, поэтому для того чтобы ввести читателя в курс дела, приведём слова Р.Генона: «Великие мистерии касаются собственно реализации сверхчеловеческих состояний: беря существо в той точке, где для него завершаются “малые мистерии” и которая является центром области человеческой индивидуальности, они ведут его за пределы этой области, и через сверхиндивидуальные, но еще обусловленные состояния – вплоть до состояния необусловленного, каковое только и является истинной целью, обозначенной как “окончательное Освобождение” или “Высшее Отождествление”». Пользуясь геометрической символикой, Малые и Великие мистерии можно обозначить как «реализацию горизонтальную» и «реализацию вертикальную», где первая служит условием для второй. Ведь центральная точка, достигаемая в Малых мистериях – это единственное место, где возможно прямое сообщение «высшего» и «низшего», которое происходит вдоль вертикальной оси, пересекающей в этой точке пространство человеческого мира. Стало быть, вначале необходимо достичь центра, чтобы суметь потом подняться, следуя направлению оси, к сверхиндивидуальному состоянию универсального человека.
Иначе говоря, Великие мистерии это часть грандиозной «Мистериальной лествицы», начинающейся у самой границы хаоса и уходящей в необозримые высоты человеческого развития. Рассуждать об этом интересно, но абсолютно бесполезно, пока не пройден первый этап Лествицы: от периферии к истинному центру.
Структура Малых мистерий
Говоря о структуре Малых мистерий, мы, конечно же, не настаиваем на её аутентичности с древними мистериальными практиками. Структура Малых мистерий, которые проводились нашими предками, скорее всего, была иной и восстановить её в точности, сегодня представляется маловероятным. Поэтому те ступени Мистериальной лествицы, о которых будет сказано ниже, не являются плодом этнографических изысканий, а представляют собой результат исследований Школы Буквицы «Асведар» в области языка, практической работы с антропонимическими системами и следования мифологической логике, свойственной традиционной культуре. Одним словом, это всего лишь попытка восстановить утерянное знание. На наш взгляд, вполне успешная, так как опыт показывает, что открытые нами практики дают хорошие результаты и действительно помогают их участникам продвигаться на пути к состоянию «человека истинного».
Именно действенность мистериальных практик, проводимых Школой Буквицы «Асведар», даёт нам право раскрывать информацию о них всем, кто ищет путь «от периферии к центру», кто стремится стать хозяином собственной судьбы. Но, разумеется, никаких «технологических» подробностей о том, как проводятся мистерии, в открытом доступе даваться не будет. Для этого есть достаточно веские основания. Неслучайно, в самом слове «мистерия» содержатся такие значения как «тайна», «сокрытое знание». Поэтому, в настоящей статье мы расскажем только о сути практик, составляющих Малые мистерии, и не будем раскрывать их чёткую последовательность. Исключение можно сделать лишь для первого или нулевого этапа.
Первая ступень Мистериальной лествицы – это «Родовая мистерия». Дальнейшие ступени восхождения к себе, в произвольном порядке, выглядят следующим образом: «Мистерия крови», «Мистерия зачатия», «Кристалл желаний», «Мистерия имени», «Расставание с прошлым», «Обретение пола», «Внутренний мир мужчины, внутренний мир женщины», «Сказка или миф имени», «Освобождение от долгов». Могут также проводиться и мистерии «под задачу». Кроме того, в процессе Малых мистерий человеку необходимо пройти три обряда: рождения, обрезания материнских пут и выбора пола. Рассмотрим все эти этапы подробнее.
Мистерии Рода
Ни одна индивидуальная проблема не разрешается, если не решена проблема системы, частью которой является индивид, ибо индивидуальных проблем не существует. Такой главной, основополагающей системой, к которой принадлежит каждый человек, является его Род – совокупность всех предков, родственными связями объединённых в целостную структуру.
Основным элементом или частью каждой родовой системы, безусловно, являются люди (родственники), их взаимодействия, отношения и связи. А главная отличительная характеристика этого основного элемента, есть Имя, как архетипическая сила, определяющая судьбу своего носителя. Исходя из этого, мы можем рассматривать Род в качестве именного поля или антропонимической системы, в которой каждое имя взаимодействует со всеми другими, неся при этом свою собственную функцию и задачу. От качества этих взаимодействий и зависит существование как всего Рода, так и каждого его представителя, ибо имена и их отношения формируют в антропонимической системе определённые поведенческие сценарии, которые живут в бессознательном потомков, определяя их психическую реальность (родовое бессознательное), которая, в свою очередь, обуславливает и реальность физическую (подробнее см. статью «Мистерии рода»).
Таким образом, для эффективного решения проблемы конкретного человека, необходимо принимать во внимание несколько поколений его семьи, учитывать законы, по которым выстраивается родовая система, уметь взаимодействовать с психической реальностью, понимать смысл имён, их индивидуальные задачи и коды типов отношений. Исходя из этих условий и проводятся «Мистерии Рода».
Суть «Мистерий Рода» состоит в гармонизации смыслового поля антропонимической системы и родового бессознательного, а, стало быть, и психической реальности человека. В результате этой мистериальной работы снимается зависимость от ушедших в иной мир, отношения внутри Рода упорядочиваются и выстраиваются в соответствии с законами существования антропонимических систем, меняется их смысл, что и приводит к изменению реальности конкретного человека, для которого проводится мистерия. Причём, как показывает практика, прохождение «Мистерий Рода», нередко приводит не просто к разрешению внутренних психологических проблем и улучшению жизни вообще. В ряде случаев происходило фактическое избавление от физиологических заболеваний.
Но задача «Мистерии Рода» состоит не только в этом. Прежде всего, она направлена на то, чтобы создать для посвящаемого определённые внутренние условия, которые позволят ему начать жить свою жизнь и во всей полноте реализовывать программу своего имени.
Пока этого не сделано и в Роду есть какие-то проблемы, человек находится в своеобразном трансе – под гипнозом тех или иных искажений и напряжений, которые есть в родовом бессознательном. Он не видит своей реальности, не знает себя, потому что вместо того, чтобы решать свои задачи, он решает задачи своих предков. А это значит, что он находится на периферии и захвачен чужой судьбой.
Во время «Мистерии Рода», проникая в родовое бессознательное, человек встречается с архетипическими силами, стоящими за именами предков, становится свидетелем их отношений, и, стало быть, может корректировать смысловое поле, формирующее его психическую реальность. Таким образом, «Мистерии Рода» открывают человеку выход из обыденного бытового пространства периферии в священное пространство его мира. Поэтому, эта ступень Лествицы и названа нами первой или даже нулевой. Здесь человек, образно говоря, разворачивается лицом к центру. Он ещё не вступает на Путь к себе, но уже видит его и получает возможность сделать первый шаг.
Мистерия крови
Для того чтобы избежать ненужных ассоциаций, сразу оговоримся, что здесь речь не идёт о крови, как о физиологической жидкости. В основе данной мистерии лежит метафизическое понятие крови как хранилища родовой мудрости, родового знания и генетического носителя информации, архетипических образов, определённых моделей восприятия и поведения. В древней системе координат кровь представляется непрерывно текущей в жилах людей, связанных единством происхождения. Для наших предков – это единственная субстанция, которая проходит сквозь поколения, сквозь время, не теряя своей силы. Таким образом, с точки зрения культуры и традиции, кровь не просто служит объединяющим началом Рода, она передаёт информацию обо всём Роде.
Поэтому, если в Мистерии рода происходит взаимодействие только с четырьмя поколениями, определяющими актуальное состояние родовой системы, то Мистерия крови позволяет получить доступ к ресурсу всей родовой системы в целом. И кровь, как информационная система является ключом доступа к этому ресурсу.
Но воспользоваться этим ключом, то есть получить доступ к силе, можно только назвав её верным именем. Современное написание слова «кровь» такой возможности не даёт. Пройти к информационной структуре этой силы возможно только с помощью древнего написания - «кръвь». Его использование позволяет вступить в мистериальном пространстве во взаимодействие с сознанием или с самой сущностью крови Родовой системы и, используя определённые формулы, выстроить с ней правильные отношения.
Итак, основной смысл Мистерии крови состоит в том, чтобы встретится со всеми поколениями своего Рода. А выйти на уровень всей родовой системы в целом, означает возможность встретиться со всеми предками и потомками вместе взятыми, вступить с ними в осознанное, сознательное взаимодействие. То есть задача мистерии крови состоит в том, чтобы заручиться поддержкой всего Рода, получить доступ к силе своей крови, услышать её голос и почувствовать в себе её ток.
Мистерия зачатия
Отношения между родителями играют в жизни человека важнейшую роль. К сожалению, сегодняшние родители разучились понимать друг друга даже в таком, казалось бы, очевидном вопросе как зачатие. Многие матери, как впрочем, и отцы, считают, что именно им принадлежит главная роль в этом процессе. Между тем, именно момент зачатия оказывает существенное влияние на то, как человек будет идти по своему пути и будет ли идти вообще. Поэтому соперничество между родителями за первенство в акте зачатия, порождает внутренний конфликт, который закладывается в ребёнке и принуждает его улаживать потом этот конфликт в себе в течение всей жизни, вместо того, чтобы идти по пути развития.
Однако, как мы убедились на практике, такая проблема часто возникает даже в том случае, когда отец и мать вроде бы осознают и признают роль друг друга в появлении ребёнка. Ответ на вопрос, почему это происходит, даёт традиционная культура. Дело в том, что наши предки признавали в качестве родителей человека не две фигуры, а четыре: земного отца, земную мать, небесного отца и небесную мать. У каждого из этих родителей своя функция. Земной отец даёт не только семя, из которого появляется новый человек, но и образы Духа и крови, а также имя, то есть судьбу. Земная мать даёт тело, любовь, заботу и способность познавать мир. Небесный отец (Бог-Покровитель Рода земного отца) наделяет ребёнка мудростью и Совестью, а Небесная мать (у славян – Богородица Джива) Душой и желанием созидать.
Как показывает наш опыт проведения мистерий, главная сложность как раз и заключается в том, что в современном мире земные родители, зачастую отрицают наличие родителей небесных. А их участие в зачатии, исходя из тех функций, которые приведены выше, также очень важно для будущей жизни ребёнка. Именно поэтому, в древности человек символически изображался в виде равноконечного креста, центр которого обозначал самого индивида, а четыре луча – его небесных и земных создателей. Причём, важно, что лучи эти равны, так как все четверо принимают участие на равных, задавая полученной структуре определённую динамику, необходимую для движения человека по пути развития. Если же кто-то из родителей начинает «тянуть одеяло на себя» или отрицать значимость и даже само существование других участников зачатия, происходит перекос в ту или иную сторону, разбалансировка структуры, в результате которой человек теряет ориентиры и сбивается с пути. Задача Мистерии зачатия как раз и заключается в выстраивании правильных отношений между всеми четырьмя родителями посвящаемого, с последующим перепроживанием в мистериальном пространстве собственного зачатия, которое все четверо родителей совершают уже в новом состоянии.
«Кристалл желаний»
Мистерия «Кристалл желаний» также связана с родителями, а точнее с тем, что позволило им встретиться, вступить во взаимоотношения и, в конечном счёте, реализовалось в образе их ребёнка. Речь идёт о желании.
Каждый человек, в некотором роде, является плодом желаний своих родителей. Ведь они сначала пожелали встретиться друг с другом, потом они должны были пожелать друг друга как мужчина и женщина и т.д. По большому счёту, мы являемся плодом всей этой совокупности желаний. Поэтому наши желания, зачастую, зависят от желания наших родителей. То есть наше желание не является обособленным, в нём всегда присутствует желание наших отца и матери, которые могут диссонировать друг с другом и с нашим собственным желанием, внося помехи и не позволяя нам полноценно проживать свою судьбу. Более того, родители вообще могут встретиться не из желания быть рядом, а из долженствования. Например, не по любви, а из чувства вины или долга. В таком случае желание их ребёнка будет сильно искажено. Он будет не столько желать, сколько чувствовать себя обязанным жить или, точнее, выживать в этом мире.
Задача мистерии «Кристалл желаний» состоит в том, чтобы помочь увидеть и осознать желания наших предков относительно друг друга и нас, а затем сгармонизировать их, сбалансировать, превратить в единое желание. Желание жить.
Мистерия имени
Каждое имя – это плотно упакованный текст судьбы. Иначе говоря, имя представляет собой совокупность сценариев, из которого родовая система носителя этого имени осуществляет определённую выборку: позитивных, созидающих сценариев жизни или сценариев негативных, разрушающих. Выбор этот зависит от состояния Родовой системы. От того насколько она проблемна или здорова, находится её смысловое поле под влиянием негатива или позитива. В результате, человек либо получает от Родовой системы ресурсы и силу, которые идут на реализацию мифа, представленного в его имени собственном, либо нет. То есть индивидуальный миф имени может и не развернуться или разворачиваться в несколько искажённой версии до тех пор, пока в родовой системе действуют какие-то негативные программы и деструктивные кластеры.
Мистерия Рода, как уже говорилось, приводит к тому, что энергия начинает беспрепятственно течь от предков к потомкам, наделяя их силой. Эта сила, собственно, и даётся на то, чтобы каждый жил своей жизнью, реализовал то предназначение, ту судьбу, которая прописана в мифе его имени. Только тогда у человека появляется доступ к тем возможностям, что прописаны в смысловом поле его имени.
Задача Мистерии имени заключается в том, чтобы, во-первых, увидеть истинный актуальный выбор или ту мифологическую развёртку, которую человек выбрал неосознанно для себя, а во-вторых, снять негативные сценарии и закрепить человека в пространстве позитивных сценариев.
Достигается это во время работы с мифологическими архетипами, стоящими за буквами, составляющими имя человека. Суть её состоит в том, чтобы внутри именного поля убрать негативные программы (они так или иначе могут присутствовать в любом имени, если буквы находятся в теневом аспекте), а затем выстроить между архетипическими сущностями гармоничные отношения, которые и выводят имя в поле позитива. Таким образом, в Мистерии имени осуществляется работа не с самим мифом имени, а с архетипами или силами, представленными в нём. Здесь происходит извлечение именного ресурса, что позволяет человеку принять своё собственное имя и тем самым примириться с собственной судьбой.
«Расставание с прошлым»
Для того чтобы соединиться с истинным центром, человеку необходимо стать целостным, «собрать» самого себя. Ведь не будучи истинным человеком, большинство людей не в состоянии воспринимать этот мир как одно целое и жить в нём тотально. Периферийное состояние навязывает нам калейдоскопическое восприятие, согласно которому, пространство жизни состоит как бы из множества миров. Такими «микромирами» для нас являются семья, детский сад, школа, работа, институт, двор, общественная организация и т.п. И в каждом из них мы оставляем частичку себя. На внешнем уровне это выглядит как эмоциональная привязанность (не важно – негативная или позитивная), которая может, например, проявляться как постоянно возникающие воспоминания о каких-то событиях, связанных с детством или со службой в армии. Это означает, что когда-то, находясь в «мире детства» или «мире армии» мы что-то недопрожили, недопрочувствовали, недоделали, недодумали и потому, какая-то часть нас осталась там, превратившись в якорь, которым мы сцеплены с прошлым и который не позволяет нам полноценно существовать здесь и сейчас. И чем больше таких якорей, тем тяжелее груз прошлого и тем меньше сил жить своей нынешней жизнью. В каком-то смысле, мы размазываемся по ленте времени, по пространству жизни и чем дальше, тем больше мы разбрасываемся и собрать себя уже не можем. Сил становится всё меньше, возможности наши истощаются.
Задача мистерии «Расставание с прошлым» заключается в том, чтобы вызволить себя из тех миров, где мы себя оставили. Собрать всю силу, сконцентрировать в себе и уже в целостном, собранном состоянии двигаться дальше по пути развития.
«Обретение пола»
Название этой мистерии вроде бы говорит само за себя, но оно же порождает вполне закономерный для современного человека вопрос – для чего необходимо обретение того, что у каждого человека и так уже есть? Мы ведь уже рождаемся мужчинами или женщинами. Однако, с точки зрения традиции и культуры это не совсем так. Наши предки чётко разделяли физиологический и истинный пол, под которым они понимали особый психологический, социальный, мифологический, культурный тип, воплощавший в себе идеи мужского и женского начал. То есть наличие мужских или женских физиологических признаков не позволяет назвать человека мужчиной или женщиной в полном смысле. Пол необходимо получить.
Именно поэтому в культуре практически всех народов мира обязательно присутствовали обряды посвящения в пол, считавшиеся едва ли не самыми важными. Дело в том, что идея пола, с точки зрения традиции, напрямую связана с самим существованием нашего мира, в творении которого принимают участие две основные универсальные силы. Это универсальный активный принцип и универсальный пассивный принцип – мужская сила и женская сила. Каждому человеку, для того, чтобы соответствовать своей природе, то есть быть сотворцом, необходимо, опираясь на те предпосылки, что даёт физиология, стать персонификацией либо женской, либо мужской силы, используя которую он будет принимать участие в акте творения мира. Не имея этой силы, то есть, не обретя истинный пол, человек не может творить мир. Не способный созидать, он может только брать и навсегда остаётся ребёнком (согласно традиции, бесполым существом), зависящим от своей матери. Она и является, образно говоря, его периферией, за которую он цепляется, отвернувшись от собственного центра.
Мистерия «Обретение пола» – это мистерия выбора той созидательной силы, проводником которой человек станет, исходя из физиологических предпосылок. Это обретение мужчиной мужского начала, а женщиной – женского, соединение физиологического пола с психологическим, или мифологическим полом. Поэтому основная задача данной мистерии состоит в том, чтобы помочь человеку отсоединиться от матери, то есть, собственно говоря, выйти за пределы периферии и направиться в сторону своего центра.
«Внутренний мир мужчины и внутренний мир женщины»
Внутренние миры мужчины и женщины представляют собой довольно сложные структуры, в создании которых участвуют определённые архетипы. Именно от отношений между ними зависит то, насколько гармонично либо негармонично будет выстроен внутренний мир мужчины и женщины, и как будут складываться их взаимоотношения друг с другом и миром вообще (например, с денежной энергией и материальными ресурсами).
Одним из таких архетипов в мире мужчины является «внутренняя женщина», или как это называл К.Г.Юнг, «анима». В мире женщины ему соответствует «внутренний мужчина» или «анимус». Отношения с этими архетипами очень важны. Так, очень часто мужчины не принимают женщин, а женщины воюют с мужчинами только потому, что они находятся в конфликтных отношениях со своими «анимой» и «анимусом». Этот конфликт, происходящий во внутреннем мире, переносится на реальных людей.
Не будучи целостным существом, современный человек, зачастую строит свои отношения на уровне воображаемых коммуникаций. Он не видит и не воспринимает другого непосредственно, а переносит на него какой-то образ из своего внутреннего мира (как правило, из детства). Это может быть образ какого-то близкого, дорогого человека, либо наоборот, страшного и отвратительного. Взаимодействия, в таком случае, становятся иллюзорными, так как мы общаемся не собственно с другим человеком, а с нашим представлением о нём.
Мистерия «Внутренний мир мужчины и женщины» служит для того, чтобы упорядочить внутренний мир человека и выстроить грамотные отношения со всеми его архетипическими силами. То есть мужчина получает возможность лучше понять себя через принятие и постижение женского в себе, а женщина лучше понимает себя через восприятие и принятие мужского в себе. Далее, осознав себя собой, человек в состоянии увидеть и другого тем, кто он есть на самом деле, без каких-либо проекций, переносов и тому подобных искажений.
«Сказка имени»
Имя – это свернутый миф. В имени, в сконцентрированном виде содержится сказочный/мифологический сюжет, который, разворачиваясь, формирует саму судьбу человека. Собственно, миф и сказка – это и есть развернутое имя человека.
У любой сказки, разумеется, есть главный герой, задача которого состоит в том, чтобы пройти определённый путь. Таким героем и является носитель имени, в кодах которого прописан и путь и цель и тот способ, каким герой по нему будет идти. До тех пор, пока мы не знаем мифа своего имени, имя владеет нами. Не зная сюжета своей сказки, мы бредём по пути без карты и ориентиров, попадая в одни и те же ловушки, проходя одни и те же испытания, не делая выводов и рискуя так никогда и не достигнуть цели. Но как только мы узнаём свой миф и проживаем его, мы становимся хозяевами собственного имени. А хозяин имени – это хозяин силы, которая в нём заключена.
Задача мистерии «Сказка имени» заключается в том, чтобы не просто познакомить человека с сюжетом сказки собственного имени, но и помочь ему осознанно попасть в пространство этой сказки. Здесь он получает возможность пройти путь героя и получить ресурс имени, превратив его в своего сказочного волшебного помощника. Из персонажа, превратиться в автора своей судьбы, использующего те ресурсы и возможности имени, которые в нём есть, а, значит, сделать ещё один шаг к своему истинному центру.
«Освобождение от долгов»
Под долгом здесь понимается далеко не денежный или эквивалентный ему займ, возвращение которого может и вправду тяготить. Как показала наша практика, в жизни есть долги гораздо серьёзнее. Причём об их существовании, мы, как правило, даже не подозреваем, но, тем не менее, платим очень дорого, отдавая порой даже собственную жизнь.
Речь идёт об архетипических долгах. О долгах Души и Духа, которые возникают в результате неправильных или опрометчивых отношений с теми архетипическими силами и структурами, что присутствуют в нашем мире. Отношения эти могут возникнуть, когда находясь в изменённом состоянии (гнев, ужас и т.д.) человек неосознанно выражает некое желание. Например, мать может в отчаянии просто подумать о том, что всё бы отдала, только бы выздоровел её ребёнок. Однако, это не просто мысль. Мир, в котором мы живём, представляет собой информационное поле (наши предки знали это ещё в глубокой древности, а современная наука открыла этот факт в середине ХХ века), где каждая мысль, слово и образ также материальны, как предметы в мире физическом. Это тонкоматериальный мир, существующий по своим законам, согласно которым «просто мысль» ничем не отличается от прямого выражения намерения к действию. Более того, это намерение будет иметь адресат – ту или иную силу, являющуюся частью информационного поля, которой оно созвучно. В этот момент, когда она получает сообщение «я бы всё отдала…» происходит заключение договора, по условиям которого некая сила со своей стороны обязуется исцелить ребёнка, а мать, как, следует из её заявления, отдать всё. Эта мысль могла промелькнуть в сознании женщины за одно мгновение и забыться. Но договор уже заключён и как раз по причине того, что не был осознанным, становится окончательным и пересмотру не подлежит. Далее он начинает действовать. Ребёнок выздоравливает, а его мать терять здоровье, деньги, друзей, мужа, собственную судьбу, наконец. Ведь отдать «всё» - значит отдать самое себя. По сути, заложить свою Душу, ведь тело наше – это далеко не всё.
Таким или другими подобными способами человек может заручиться поддержкой той или иной архетипической структуры, которая даст ему некие возможности и способности, освободит от ответственности или решения проблем. Но взамен какая-то его часть становится заложником этой силы, что лишает человека возможности полноценно реализовываться как творцу. И чем больше таких договоров заключено, тем менее человек свободен.
Задача мистерии «Освобождение от долгов» состоит в том, чтобы обнаружить все эти договоры, осознать причины их появления и освободить человека от архетипических долгов, а по возможности войти с теми силами, с которыми были заключены договоры, в партнёрские отношения. Но главная цель – вызволение из «долговой ямы» Духа и Души, свобода которых позволит человеку обрести целостность и реализовать своё предназначение.
Мистерии под задачу
Безусловно, у каждого человека свой путь восхождения к центру. На этом пути ему могут понадобиться дополнительные ступени. Поэтому для решения какой-то индивидуальной внутренней задачи могут разрабатываться специальные мистериальные практики. Цель мистерий «под задачу» – решение вопросов индивидуального развития, поставленных конкретным человеком и, если это возможно, приведение к тому результату, к которому он хочет прийти. Если это по какой-то причине невозможно, то проводится мистерия или ряд мистерий, описанных выше, которые позволят решить поставленную задачу.
© Станислав Жаров
Григорий Решетников